Да, в последнее время разговоры о том, что космос вот-вот станет ареной сражений и конфликтов, зазвучали с новой силой. Кто подогревает к этому интерес и почему – весьма интересная и непростая тема.
На самом деле, все идет спокойно и без каких-либо особых эксцессов. Спокойно Военно-воздушные силы России стали Воздушно-космическими силами, спокойно в США создали Космические силы. Все понимают, что космос – это всего-навсего пространство сразу за атмосферой Земли.
И никого уже не удивляет информация о противоспутниковых ракетах Китая или модификациях российского МиГ-31, способного решать задачи по уничтожению объектов на орбите Земли.
А некоторые специалисты всерьез считают, что война в космосе уже идет.
Понятно, что с доказательной базой у этой категории выступающих очень плохо, но есть такое: считается, что боевыми действиями можно считать ослепление матриц спутников с помощью лазеров, глушение спутниковой связи, взлом систем для прослушивания телефонных разговоров ну или на крайний случай изучение возможностей взлома спутниковых систем для переориентации спутников в своих целях.
В целом – да, глушение спутниковых сигналов некоторыми системами РЭБ не то что возможно, это уже данность нашего времени. Остальное – так себе. Но сторонники этой теории считают, что если нет прямых данных, указывающих на применение воздействия на спутники, то это не значит, что его не происходит.
Хорошая платформа для начала.
И вот если такие формы вмешательства, о которых идет речь, несмотря на то, что прямых доказательств нет, тем не менее, они, вмешательства, могут привести к эскалации конфликтов.
Метод решения прост. Это некий Договор под эгидой ООН, который запретит все формы вмешательства в работу аппаратов на орбите и распространение оружия в космосе, в том числе и такого, с помощью которого будет возможно осуществить вмешательство в работу спутников.
Идея неплохая (исходила, кстати, из США), но в ней сразу можно найти несколько слабых мест.
Первое – это ракеты комплексов ПВО и ПРО, размещенных на Земле. Да, таких комплексов не очень много, но они есть, и развитие в этом направлении будет. В этом направлении работают и китайцы, и мы, и, естественно, не будут отступать американцы.
Второе – это противоспутниковые ракеты, размещенные на самолетах. Вот этого оружия уже достаточно у всех. И все эти ракеты не будут входить в ограничения по договору, поскольку они совершенно не космического базирования.
Так что не знаю, стоит ли беспокоиться о размещении оружия в космосе, если его на Земле будет более чем достаточно, для того, чтобы смести с орбиты все что угодно.
С другой стороны, в космосе давно размещены аппараты двойного (если не тройного) назначения. Это спутники, способные как приблизиться к другим космическим аппаратам и деактивировать их, так и представляющие собой бомбы, способные породить множество осколков, которые буквально изрешетят на орбите все аппараты, которые окажутся в радиусе разлета осколков.
Впрочем, об аппаратах (в основном нашего и американского производства) двойного назначения мы поговорим отдельно, потому что история военных космических кораблей и спутников довольно интересна и продолжительна.
На Западе бытует мнение, что не стоит очень сильно ратовать за ограничения в плане запрещения использования всех подозрительных спутников. Тем более, что очень непросто отличить «хитрый» спутник от обычного. Да и не в космосе это делать.
Многие специалисты по космосу прекрасно осознают, что международное законодательство пока не может запретить космическим аппаратам, как мирного назначения, так и военного, приближаться к другим спутникам либо размещаться вблизи спутников других стран. Это не регламентируется никакими документами. Возможно – пока.
Возможно, что в скором времени можно будет ожидать появления неких международных Правил космического движения на орбите, основной целью которых будет упорядочение движения на околоземной орбите.
Американцев и британцев особенно беспокоит вариант размещение военных спутников других стран вблизи своих аппаратов. Считается, что у спутников не будет времени на реакцию в случае, если космические аппараты других стран начнут какое-либо воздействие на них.
В целом, ситуация такая: если есть угроза со стороны других космических аппаратов, то стоит поднимать вопросы о защитных действиях. Или о превентивных. А от превентивных уже и до открытых боевых действий один шаг.
Американские эксперты в области космических взаимодействий считают, что в случае таких преследований американские космические войска имеют полное право на уничтожение всех космических аппаратов, которые могут потенциально нанести вред спутникам США, например, во время военных операций на Земле.
Однако, такие действия, не регламентированные международными соглашениями, могут быть расценены как агрессивные. Ибо от превентивного удара до вполне осязаемого военного конфликта один шаг.
Но сегодня развитые страны не смогут полноценно участвовать в проведении боевых операций без поддержки спутниковой группировки. Связь, разведывательные наблюдения, системы навигации и позиционирования – сегодня все это довольно весомая составляющая любого конфликта.
Поэтому в США и их сателлитах растет серьезное беспокойство за свои орбитальные группировки спутников, без которых сегодня не представляется возможным эффективное управление войсками и наведение высокоточного оружия.
Потому, в ближайшем будущем, вполне возможна инициация разговоров вплоть до ООН на тему того, как спутники разных стран должны будут вести себя на орбите и какой может быть безопасная дистанция расхождения спутников на орбитах.
И это лучше, чем постоянные (с шестидесятых годов прошлого века) разговоры о том, какое оружие ив каких количествах может появиться на орбите.
Давайте просто посмотрим чуть дальше и не в правовой области, а в практической. А на практике конфликт на орбите не выгоден никому. Ибо если один спутник, скажем так, применит оружие против другого, пострадать могут аппараты других стран, находящиеся на орбите. От обломков, от действий неуправляемого аппарата.
Цепная реакция. В «Звездных войнах» аппараты и космические силы пострадавших стран начнут немедленные действия против спутников страны-провокатора. В итоге, скорее всего, согласно законов физики, на орбите вообще может не остаться ни одного действующего спутника. Все это очень неплохо было показано в фильме «Гравитация».
Если учесть этот вариант развития событий, стоит не рисковать, а просто позволить аппаратам работать на орбите, не связывая никакими регламентирующими нормативами и документами. Это было бы логичнее.
И еще один возникает вопрос. Финансовый. Спутники стоят многие миллиарды, стоимость всех аппаратов на околоземной орбите вообще подсчитать сложно. В связи с этим конфликт на орбите – это будет очень дорогое развлечение.
Конфликт на орбите будет чем-то сродни ядерной войне. В том смысле, что победителей не будет и достанется всем без исключения.
Один обломок – и дорогостоящий аппарат, через который, например, осуществляются банковские переводы, будет выведен из строя. Кто оплатит ущерб? Срывы сделок?
Конечно, до разборок на орбите в стиле «кто обгонял, как подрезал» нам еще очень далеко. Однако все может начаться именно с разговоров, обсуждений и принятия документов.
Но и без того маловероятно, что найдутся желающие осложнить свою жизнь на Земле путем атаки спутника из-за того, что он занял «не такую» позицию.
Правда, есть и один нюанс в этом построении. Страны типа Северной Кореи или Ирана. У которых есть возможность громко «хлопнуть дверью» на орбите. У этих стран есть и ядерные заряды, и есть способы доставки зарядов на орбиту. И там в определенных ситуациях вполне можно «поколотить горшки», принадлежавшие другим странам. Особенно тем, кто осуществляет недружественную санкционную политику в отношении этих стран.
Так что орбитальные дела могут в будущем принести много напряженности в мире. Неправильная трактовка даже намерений может привести к конфликту, который моментально отразиться на всей орбитальной группировке спутников. И тут уже никакими регламентами ситуацию не исправить.
Да, сегодня много разговоров на тему того, что в космосе уже много оружия. Что до фактической милитаризации космоса осталось буквально несколько шагов. Потому некоторые страны всерьез начинают думать о безопасности своих орбитальных вложений и создают силы. Которые должны эти вложения защитить. Бизнес, ничего личного.
Многие задаются вопросами на тему того, ожидают ли нас конфликты в космосе, как на Земле, или все-таки космос останется мирным?
В США всерьез считают, что надо готовиться к боевым действиям. Что война в космосе – дело времени. И на администрацию Байдена смотрят, как на тех, кто сможет предпринять определенные шаги в этом направлении.
Несколько параноидально все смотрится, потому что никто пока не собирается нападать на спутники США на орбите.
Хотя издания типа Space.com считают, что три мировые державы (Китай, Россия и США) уже давно борются за победу в космосе, и эта битва может привести к столкновениям над Землей. Естественно, с проекцией орбитального конфликта на Землю.
Сложно сказать, насколько это вероятно, принимая во внимание все сказанное выше, но единственное, с чем можно согласиться, так это с тем, что Международное космическое право от 1967 года все-таки несколько устарело. И его стоит дополнить.
Это не значит, что на орбите могут появиться «регулировщики» и «полицейские». До этого мы пока еще не доросли в техническом плане. Зато вполне доросли в юридическом. И конфликты, которые неизбежно будут появляться по мере того, как пространство вокруг Земли будет заполняться все гуще, предпочтительнее решать действительно путем заседаний комиссий, нежели боевыми действиями на орбите.
Учитывая, как дружно в последние годы страны разбегаются в стороны друг от друга в плане совместных космических проектов, это будет полезно.
В целом, несмотря на то, что минимум у трех стран в мире есть реальные возможности по уничтожению или выведению из строя космических аппаратов на орбите, есть определенная уверенность в том, что ни одна из этих стран не станет на путь эскалации напряженности и милитаризации космоса.
Однако, если кто-то, имея возможности, решить проредить орбитальную группировку другого государства, боюсь, никакие юридические документы его не остановят. И «внезапно» сломавшийся спутник может натворить нешуточных дел на орбите.
Да, до полноценных конфликтов на околоземной орбите еще далеко. Но не настолько, чтобы не задуматься над тем, как все это можно оформить юридически.