Транспортная ракета: быстрая переброска американских грузов в любую точку Земли

аэрокосмические аппараты

Начало пути

Январь запомнился весьма примечательным событием, которое может стать началом длинного извилистого пути.

Небезызвестное издание SpaceNews сообщило, что Военно-воздушные силы США заключили со SpaceX пятилетний контракт на сумму 102 миллиона долларов на демонстрацию технологий и возможностей для перевозки военных грузов и гуманитарной помощи по всему миру посредством «тяжелой ракеты».

В принятой NASA классификации «тяжелый» класс означает возможность вывода на низкую опорную орбиту 20–50 тонн. Скажем, показатели тяжелой ракеты Falcon 9 составляют примерно 22 тонны. Явно не то, на что рассчитывают американцы.

В данном случае речь, насколько можно судить, идет о носителе сверхтяжелого класса.

Сразу обращает на себя внимание сумма. 100 миллионов долларов – не та цена, за которую можно реализовать настолько амбициозный проект. Однако этого и не требуется.

Пока что речь идет о демонстрации принципиальной возможности доставки.

«Контракт формализует партнерство государства и промышленности, чтобы выяснить, чего конкретно можно достичь с помощью ракеты при использовании ее как грузового транспорта: каковы ее реальная вместимость, скорость и итоговая цена?»

– приводит «Газета.ru» слова менеджера программы грузовых ракет Исследовательской лаборатории ВВС США Грега Спанджерса.

Чего же хотят военные?

Пентагон намерен чрезвычайно быстро доставлять грузы в любую точку Земли. Прежде всего, речь идет о доставке гуманитарных грузов в регионы, затронутые стихийными бедствиями. Однако, конечно, спектр задач может быть расширен.

 

Многоликий Starship

Формально контракт не относится ни к одной из ракет-носителей SpaceX, однако, вариантов не так много.

Илон Маск (основатель и глава компании) давно говорит о том, что перспективный Starship можно будет применять как альтернативу авиалайнерам. Кроме того, новинкой ранее активно интересовался Пентагон.

По сценарию Маска ракета будет взлетать в космос, однако она не разгонится до первой космической скорости и вновь вернется в атмосферу, совершив посадку в указанной точке Земли.

Мнения на этот счет разнятся.

«Например, красивая идея, которую сразу поддержали наши энтузиасты, – межконтинентальная быстрая доставка людей. Идея действительно очень красивая, фантастическая, будем надеяться, что однажды она станет реалистичной, но на сегодняшний день, чтобы посадить людей в ракету, чтобы она перелетела с одного континента на другой, придется пойти на колоссальные риски»,

– заявил в свое время глава российского космического ведомства Дмитрий Рогозин, отметив, впрочем, что для военных задач такой риск может быть оправдан.

Сам по себе Starship в представлении не нуждается, но на всякий случай напомним.

Это будет самая мощная ракета SpaceX. Фактически речь идет о комплексе из ускорителя и космического корабля, который будет исполнять роль второй ступени. Он тоже называется Starship, а укоритель получил наименование Super Heavy. На низкую опорную орбиту в многоразовой конфигурации Starship сможет вывести 100–150 тонн.

Именно многоразовость является основой концепции: то, без чего проект лишен смысла.

Благодаря тому, что оба компонента системы можно будет использовать повторно после запуска, цена одного старта должна быть предельно низкой.

Несколько лет назад Маск заявил, что стоимость запуска Starship не превысит двух миллионов долларов. Сейчас это звучит как фантастика, ведь один запуск частично многоразовой ракеты тяжелого класса Falcon 9 обходится в 60 миллионов. Экономии хотят достичь в том числе за счет топлива, которым станут дешевые жидкие метан и кислород.

Спустившиеся с небес

Что же может получить Пентагон на практике?

Если вкратце, идея означает, что можно будет перебросить груз в любую часть Земли менее чем за час, что, конечно, невозможно обычными методами.

Другой плюс, как это ни парадоксально, может крыться в стоимости.

Час полета военно-транспортного самолета Lockheed C-5 Galaxy обходится в более чем 100 тысяч долларов. Соответственно, десятичасовой перелет обойдется уже более чем в миллион.

При этом самолет не может с полной нагрузкой доставить технику и/или людей в любую точку Земли: максимальная дальность его полета с полной нагрузкой составляет 4 440 километров. То есть во многих случаях потребуется посадка, дозаправка, обслуживание. Словом всё то, чего в данном случае не нужно Starship.

Далее – грузоподъемность.

Максимальный показатель Galaxy – 122 тысячи килограмм. «Транспортная ракета» сможет доставить столько же или даже больше. При этом несравнимо быстрей.

Известно, что C-5 Galaxy может перевозить шесть вертолётов AH-64 или четыре БМП M2 «Брэдли», или шесть бронетранспортеров M1126/M1135 «Страйкер», или один современный танк M1 Abrams, или до 345 солдат и офицеров.

Гермообъем второй ступени Starship, который можно использовать, позволяет перевезти до нескольких сот человек за один рейс. По крайней мере, в теории.

Однако за все хорошее приходится платить.

Ракета – не самолет. Ее нельзя запустить с обычного аэродрома. Нужна соответствующая инфраструктура: хотя бы стартовые столы. Все это, конечно, скажется на общей цене концепции.

Огромные нагрузки на конструкцию и масса технических рисков могут также дать о себе знать.

«Прыжки» и полеты

Главное кроется в самом Starship: не в военно-транспортной ракете, а именно в системе, которую сейчас создает SpaceX. Недооценивать Маска в нынешних реалиях просто глупо.

Между тем далеко не все революционные на первый взгляд идеи получают путевку в жизнь, и SpaceX не является исключением.

Пока что Starship не совершил ни одного орбитального запуска: первый из них планируют провести в этом году.

Испытания системы имели ограниченный успех, если можно так выразиться. В прошлом году SpaceX провела один удачный испытательный полет и три неудачных, либо частично удачных.

Во всех этих случаях демонстраторы технологий выполняли десятикилометровые «прыжки», которые, конечно, сложно расценивать иначе как демонстрацию возможностей.

В поддержку Starship можно сказать, что система изменила представление о ракетно-космической индустрии еще до своего фактического рождения.

Этим же путем пошла американская компания Relativity Space, которая показала в прошлом году проект многоразовой космической системы Terran R – условного уменьшенного аналога Starship.

Кроме того, под влиянием SpaceX компания Blue Origin решила переделать перспективную ракету New Glenn. Теперь многоразовой видят не только ее первую ступень, но и вторую.

Первый запуск условного конкурента Starship намечен на конец года.

источник