Группа российских ученых разработала недорогой метод ускорения роста фибробластов с помощью наночастиц диоксида церия CeO2.
Одна из проблем клеточной терапии состоит в том, что некоторые типы клеток трудно и долго культивировать в лабораторных условиях. Для усиления деления клеток используют дорогостоящие препараты, что делает лечение малодоступным. Ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (ИТЭБ РАН) в Пущино под руководством Антона Попова разработали метод ускорения культивации клеток.
Объектом исследования выступили фибробласты — клетки соединительной ткани, которые играют важную роль в заживлении ран. Для активации их роста ученые использовали коллоидный раствор (золь) наночастиц диоксида церия. Раствор добавляли в питательную среду для культур первичных фибробластов, взятых у мышиных эмбрионов.
«При выращивании клеток in vitro, то есть вне организма, создаются не оптимальные условия. В условиях in vitro повышен уровень кислорода по сравнению с условиями in vivo, внутри организма. Это сказывается на метаболизме клеток: у них развивается окислительный стресс. Добавление наночастиц СеО2 снижает уровень окислительного стресса, имитируя нормальные условия роста в организме. Культура стволовых клеток начинает быстрее расти», — пояснил главную идею исследования его руководитель, младший научный сотрудник лаборатории роста клеток и тканей ИТЭБ РАН Антон Попов.
Результаты исследования по мышиным фибробластам были опубликованы еще в мае в журнале Materials Science and Engineering С. «На мышах мы впервые показали, что эти молекулярные механизмы вообще возможны», — рассказал Попов.
Сейчас исследователи работают над созданием подложек с наночастицами диоксида церия для культивирования клеток. «Мы хотим сделать подложки, в которые будут интегрированы наночастицы, но непосредственно в клетку они попасть не смогут. Это снимет вопросы при проведении клинических испытаний о том, куда именно денется СеО2. В нашем случае ничего инородного, неорганического в клетке не появляется», — пояснил Попов.
Исследование группы Попова особенно актуально в связи с тем, что 1 января в России вступил в силу закон о биомедицинских клеточных продуктах, который разрешает использовать живые клетки для терапии. Биомедицинские клеточные продукты (БМКП) принципиально отличаются как от лекарственных средств, так и от медицинских изделий. Для получения БМКП из организма донора берется кусочек биоматериала размером в несколько миллиметров.
«В процессе производства клетки масштабируют, модифицируют, сочетают с какими-то другими лекарственными средствами, и в процессе производства появляется новое качество — биомедицинский клеточный продукт. Учитывая современные технологические возможности, из небольшого биоптата (материал, полученный биопсией) кожи можно получить нейроны или клетки сердца. Возможности тут становятся безграничными», — рассказал один из разработчиков закона, директор Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН Андрей Васильев.
Работа, в которой описывается влияние наночастиц СеО2 на человеческие клетки, опубликована в журнале Nanomechanics Science and Technology: An International Journal.