Если бы не плотная, быстро движущаяся атмосфера Венеры, эта планета, скорее всего, была бы повернута к Солнцу всегда одной стороной. Но как слой газа заставляет двигаться огромное небесное тело?
Без своей атмосферы Венера смотрела бы на Солнце лишь одной стороной. В реальности вторая планета, пусть медленно, но движется, и теперь ученые выяснили факторы, которые в этом замешаны
Гравитация большого объекта в космосе может помешать вращению меньшего объекта — это явление называется приливной блокировкой. Но атмосфера Венеры предотвращает эту блокировку и позволяет планете вращаться вокруг своей оси. Поэтому ученый из Калифорнийского университета в Риверсайде считает, что атмосфера должна быть более заметным фактором в исследованиях Венеры, а также других планет.
Загадки атмосферы Венеры
Венере требуется 243 земных дня, чтобы сделать один оборот вокруг своей оси, но ее атмосфера «обходит» планету каждые четыре дня. Чрезвычайно быстрые ветра заставляют атмосферу волочиться по поверхности планеты во время ее циркуляции, замедляя ее вращение и одновременно ослабляя действие гравитации Солнца.
Медленное вращение, в свою очередь, обуславливает экстремальный венерианский климат со средними температурами до 480°С — достаточно высокими, чтобы расплавить свинец. Одна из причин высокой температуры заключается в том, что почти вся солнечная энергия, поглощаемая планетой, поглощается атмосферой Венеры, никогда не достигая поверхности. Это означает, что марсоход с солнечными батареями, подобными тому, который NASA отправило на Марс, не будет работать. Атмосфера Венеры также блокирует выход солнечной энергии из планеты, предотвращая ее охлаждение или попадание жидкой воды на ее поверхность — состояние, известное как убегающий парниковый эффект. Неясно, способствует ли частичная блокировка приливов этому парниковому состоянию, которое в конечном счете делает планету непригодной для жизни в том виде, в каком мы ее знаем.
Ученые стремятся получить больше данных о факторах, которые способствовали возникновению убегающего парникового эффекта на Венере. Это также может помочь улучшить модели будущего климата Земли.