/Вокруг Света/ Инженеры создали технологию, позволяющую при необходимости чинить крылья самолета в процессе полета. Пока пассажиры коротают время на борту, микротрещины в обшивке затягиваются сами собой.
Новую технологию представила на заседании Лондонского королевского общества команда ученых из Бристольского университета (Великобритания). Над разработкой команда под руководством профессора Дункана Васса трудилась в течение трех лет. Васс утверждает, что материал поступит в продажу в ближайшие 5–10 лет.
Ученые работали над модификацией композитного материала на основе углеродного волокна, прочного и легкого материала, который сегодня широко используется в производстве различных вещей — от крыльев самолетов до спортивных ракеток и велосипедов. Профессор Васс и его команда вместе с авиакосмическими инженерами хотели выяснить, возможно ли предотвратить возникновение микротрещин на крыльях и фюзеляже самолета, которые очень трудно обнаружить.
Решение этой проблемы ученые нашли, вдохновившись принципом самоисцеления человеческого организма. «У людей нет толстой кожи, чтобы защищаться от внешних повреждений. Если мы режемся, то раны кровоточат, на их поверхности образуется корка, что способствует заживлению. Мы создали технологию, работающую по такому же принципу», — отмечает профессор Васс.
В углеродный материал добавляют крошечные полые микросферы — внешне похожие на порошок, — разрушаясь, они выпускают «заживляющую» жидкость, та, в свою очередь, проникает в образовавшиеся трещины и под действием катализатора затвердевает. В зависимости от температуры окружающей среды на восстановление поверхности уходит от нескольких часов до суток. При этом технология работает даже во время полета.
В ходе лабораторных исследований ученые подтвердили, что восстановленная поверхность остается такой же прочной, как и была изначально. Кроме того, по словам технологов, разработанный ими состав ускорит проверку состояния и ремонт самолетов, так как в порошок может быть добавлен краситель, который высветит имеющиеся трещины.
Подобные технологии самовосстановления начали активно разрабатывать в 2001 году. По словам экспертов, они позволят создавать прочные и долговечные товары при относительно небольшой их стоимости. Так, самовосстанавливающиеся материалы могут быть использованы для производства деталей автомобилей, самолетов и велосипедов, спортивных снарядов, экранов мобильных телефонов и даже лака для ногтей.
Напомним, ранее голландские ученые заявили о создании бетона, самостоятельно избавляющегося от трещин. Это происходит за счет жизнедеятельности бактерий, входящих в его состав.