К такому выводу пришла группа американских ихтиологов, изучившая реакцию североамериканских стайных рыб на пугающие их раздражители. Выяснилось, что таковая зависит не столько от чувствительности отдельных особей, сколько от конфигурации стаи в целом.
Объектом изучения в данном случае стал золотой нотемигонус (Notemigonus crysoleucas) — широко распространенная в водоемах Северной Америки пресноводная рыба, отдаленно напоминающая нашу плотву, но заметно крупнее — до 30 см в длину. Нотемигонусы держатся стаями и, как положено травоядным, боятся хищников. Заметив таковых поблизости рыбы стараются удалиться подальше с максимально возможной скоростью.
Ученые имитировали нахождение хищника рядом, вводя в воду препарат под названием schreckstoff — смесь веществ, выделяющихся из кожи рыба при ее повреждении. Для других рыб это верный признак того, что где-то рядом находится хищник, только что кого-то съевший, и, вероятно, ищущий следующую добычу.
Notemigonus crysoleucas
Выяснилось, что скорость реакции стаи нотемигонусов зависит не столько от чувствительности отдельных особей, сколько от конфигурации стаи. Чем меньше было расстояние между отдельными рыбами, тем быстрее они пугались.
«Повышение чувствительности каждого индивидуума к риску может привести к чрезмерному количеству ложных срабатываний, распространяющихся по всей группе, — говорит один из авторов исследования Иэн Кузин. С другой стороны, укрепление социальных связей в группе позволяет ускорять осознавание риска, но этот механизм становится чрезмерно чувствительным».