Инструменты на борту МКС зарегистрировали масштабный гамма-всплеск, выброшенный нейтронной звездой в далекой галактике.
После гибели массивных звезд, недостаточно больших для образования черной дыры, остаются невероятно плотные объекты — нейтронные звезды. Некоторые из них сохраняют экстремально сильное магнитное поле, достигающее сотен миллиардов тесл (для сравнения, индукция магнитного поля Земли составляет порядка 0,00001 тесла). К тому же такие объекты — магнетары — способны быстро вращаться, время от времени выбрасывая внезапные и чрезвычайно мощные потоки излучения, которые регистрируются в виде гамма-всплесков.
Многие подобные вспышки приходят от источников в пределах нашей Галактики, однако недавно астрономы заметили куда более далекий сигнал. Всплеск GRB 2001415 удалось связать с галактикой NGC 253, расположенной в созвездии Скульптора, на расстоянии около 11 миллионов световых лет. Об этом ученые из нескольких европейских стран пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.
Для наблюдения использовали инструмент ASIM — рентгеновский и гамма-лучевой детектор, работающий на борту МКС и предназначенный прежде всего для регистрации вспышек в верхних слоях земной атмосферы. Всплеск GRB 2001415 был замечен 15 апреля 2020 года: он длился около 160 миллисекунд, за которые, по оценкам астрономов, было выброшено порядка 1046 эрг энергии — столько Солнце выделяет за сотню тысяч лет. Величина магнитного поля магнетара достигает 1016 гаусс.
По-видимому, подобные гамма-всплески происходят в результате случайных возмущений в магнитном поле нейтронной звезды. Возникающие при этом альвеновские волны вызывают сотрясения поверхности, достигая и более глубоких слоев. Вспышка завершается пересоединением силовых линий магнитного поля, и магнетар вновь «замолкает». «Как будто он хотел сообщить нам о своем одиноком существовании, спев на килогерцовой частоте, словно Паваротти громкостью в миллиард солнц», — отметил Альберто Кастро-Тирадо (Alberto Castro-Tirado), один из авторов работы.