ПРЕЛЮДИЯ. ЗАПАСНОЙ ВАРИАНТ

...или проблема выживания

1

Полсотни лет назад,
Мидхейм, Скачущая Пещера


Покинув стазис-камеру, древний оживал на глазах. Его лицо порозовело, и даже волосы перестали выглядеть комками белой ваты. Ещё полчаса подождать, и за старого друга можно не волноваться.

О! Вот уже Морос смог сесть - правда, морщась и кряхтя, но сам, без помощи со стороны. 'Умная' лежанка быстро перестроилась, превратившись в удобное кресло.

- ...что произошло в Лактеа Фиаллум, пока я спал?

- Война, Морос. Обыкновенная война. Она почти уничтожила оталийцев. Хм, увы, но слово 'почти' - лишнее. Наше вымирание - лишь вопрос времени...

- Давно ли случилась эта война? И с кем?

- С тысячу лет назад. С репликаторами.

- Даже так! Так... любопытно! - Морос над чем-то глубоко задумался, но Локи не обратил на это внимания. Он отметил для себя, что Учитель не спросил, кто такие репликаторы. Либо старик уже достаточно оклемался, чтобы пользоваться телепатией, либо об этих тварях что-то знал. Неужели к их созданию приложили свои руки его соотечественники-древние? Ладно, Локи разберётся.

- Стычки с ними шли издавна, но именно тогда началось массовое вторжение. Война охватила весь Айдахейм, все двенадцать планет Асгарда, и вынудила уцелевших покинуть родину. Оталийцы перебрались в соседнюю галактику, такой же карлик в Сфере Мидхейма...

Морос ничем не выдал своих эмоций, но одно странное совпадение его изрядно насторожило. Примерно в то время он и его команда окончательно разругались с Остальными, настаивавшими на невмешательстве в дела 'примитивных' рас. На самом деле, Амелиус и его подпевалы просто опасались лишиться пищевого ресурса. Контроль над поступлением жизненной энергии вполне могли перехватить излишне инициативные одиночки вроде Орлина или Омы. Их мнимая забота о примитивных созданиях вызывала у людей всплеск религиозного поклонения. И молились они не абстрактным богам (тут подпитка шла бы Остальным), а только Орлину Маниту и Оме Десале. Естественно, Амелиус не мог не реагировать на подобное безобразие, и потому в наказание Остальные уничтожали 'неправильные' народы, нации и даже целые миры, как садовник пропалывает огород от сорняков.

Естественно, они наказали и Ому, и Орлина, лишив их доступа к общим резервам жизненной энергии и 'заперли' провинившихся в тех самых мирах, которые попали под опасное влияние: Орлина - на Велоне, опустошённой войной, Ому - на планете Кхеб. Но и тот, и другая действовали по одиночке.

С Моросом и сплочённой вокруг него командой 'бунтарей' Остальные долгое время ничего сделать не могли и вынужденно терпели их фронду. Когда же Морос, Янус и их единомышленники нащупали альтернативу вознесению, противостояние перешло в открытый конфликт. Команду Мороса общими усилиями Остальных отрезали от пуповины, удерживающей их в состояние вознесения в подпространстве, и тем самым низвергли в материальный мир. Всем 'бунтарям' перекрыли путь к вознесению. Навсегда. В подпространство Лактеа Фиаллум, конечно. Амелиус наверное решил, что победил. Ха-ха!..

- ...сколько сородичей погибло - не счесть! Среди них были и Один и, похоже, мои сыновья...

- И Бальдр?

Локи отрицательно покачал большой головой, и Морос едва сдержал рвущуюся наружу улыбку. Пока он спал, оталийцы стали выглядеть ещё гротескнее. Вырождение расы идёт полным ходом.

- Что стало с ним?

Не то, чтобы Мороса всерьёз интересовала судьба этого оталийца. Бальдр - забавный экземпляр разумного существа, но его любопытство, ум, постоянное стремление познать что-то новое вызывали симпатию у Мороса и его товарищей. Не настолько, чтобы помнить и спрашивать об обстоятельствах гибели этого примитивного создания. Но слова Локи зацепили какую-то струнку в памяти альтерай, высветили какое-то несоответствие.

Неужели Остальные всё же вмешиваются в дела примитивных рас?! Ну и ну!

- Странная история. Ты знаешь, друг Морос, у нынешних оталийцев почти не осталось ни привязанностей, ни увлечений. Их с успехом заменили ритуалы. Одним из них является традиционное соревнование по стрельбе из древнего оружия, метающего снаряд за счёт энергии, выделяющейся при очень быстром горении. Таким оружием мы не пользуемся давным-давно, пять или шесть десятков тысячелетий...

Локи так забавно размахивал своими ручками, пытаясь сделать свой рассказ интереснее и убедительнее. Полагая, что в этих обстоятельствах смех неуместен, Морос опустил голову, пряча растянувшую губы улыбку.

- ...по древним образцам изготавливаются полностью аутентичные копии и небольшое количество боеприпасов. По окончанию стрельб победитель получает себе в награду ту копию, что принесла ему успех, и немного боеприпасов. Прочие новоделы уничтожаются. Награда очень почётна, является бесспорным поводом для гордости, так что любой оталиец хотя бы раз в жизни принимает участие в традиционном празднике. В тот раз соревновался Бальдр Одинсон. Я организовывал мероприятие и готовил копии древних метателей и боеприпасы к ним.

- Ты всегда подходил ответственно ко всему, за что брался, друг Локи. Если что-то и случилось, это произошло не по твоей вине!

Локи был полностью поглощён переживанием происшедшего, - иногда абсолютная память становится наказанием! - из фразы Мороса он услышал лишь слово 'случилось' и неуверенно пожал узенькими плечами.

- Метатель Бальдра взорвался. И надо ж так случиться, что именно в этот момент машина переноса сознания, постоянно страхующая всех оталийцев на предмет внезапной смерти, дала сбой. - Локи тяжело вздохнул. - Бальдр погиб безвозвратно. Нелепейшая случайность с ничтожной вероятностью. Искины оценили её в десять в минус сороковой степени... но невозможное произошло и привело к трагедии.


2


Ого! Морос хорошо знал тех, кто умел легко манипулировать вероятностями. Для него не представляло проблемы указать на виновных в этой трагедии.

- Не ожидал я такого от Остальных, м-да, - тихо пробурчал себе под нос насупившийся древний.

Конечно, Локи понял это по-своему.

- Да-да, друг Морос, ты прав! Остальные во всём обвинили именно меня. Разве что брат Один меня ни в чём не упрекал, но был безутешен и на время отошёл от дел, целиком отдавшись своему горю. Высший Совет назначил расследование. В этот момент произошло то самое вторжение репликаторов. Никто из оталийцев не был готов к полномасштабной войне. Что с того, что мы могли победить практически в каждой битве?..

Морос вздрогнул, вспомнив свою беседу с Янусом перед началом тотальной войны с рейфами. Ситуации очень похожи, и уверенно можно утверждать, что авторы у них те же. Зачем Остальным отказываться от технологии, которая безупречно работает? Лантейцы тоже были не готовы к войне всерьёз, да ещё когда на стороне врага выступили всеведущие и вездесущие мерзавцы, сливающие врагу все планы практически в момент их создания. Увы, лантейцы узнали о предательстве слишком поздно.

- ...конунг Один погиб, защищая Оталу. - Локи говорил отрывисто, вспоминать эти дни ему было откровенно тяжело. - Выжившие покинули Айдахейм. После эвакуации расследование продолжили. Расследование, ха-ха! Совет, даже не пытаясь разобраться в происшедшем на состязаниях, признал меня виновным в гибели Бальдра! "Преступная халатность" при подготовке соревнований.

- Странно, друг мой Локи. Всё это очень странно, но, уверяю тебя, в смерти Бальдра нет ни капельки твоей вины.

Локи поднял взгляд на своего Учителя.

- Ты же знаешь виновного, так?

- Хм... знаю. Скорее, виновных. Точнее, я знаю тех, кто мог нечто подобное организовать, и не знаю никого другого, кто смог бы это осуществить. Без веских улик обвинять убийц бесполезно. Да ты же и сам догадываешься, - Морос указал пальцем на медальон, удобно устроившийся на груди оталийца, - где искать виновных, не правда ли?

Локи медленно кивнул.

- Изделие фёрлингов, да? Маскировочное устройство, хе-хе. Оно, на взгляд дилетанта, бесполезно, или испорчено, поскольку не скрывает обладателя ни от живых существ, ни от приборов наблюдения. Но раз ты его носишь, да ещё и в активном режиме...

Локи растянул губы в улыбке и показал пальцем на кристалл, выскочивший из-за воротника халата Мороса.

- Кажется, мой друг, и у тебя есть нечто подобное, я прав? О, даже не возражай, воскрешение, уединение и, увы, изоляция во фрёснире, из которого я тебя вытащил, указывают на конфликт с бывшими сородичами. Только вот твоя безделушка изготовлена совсем не фёрлингами...

- Сам делал, - улыбнулся Морос, облегчённо вытягивая ноги. Лежанка, едва слышно урча, трансформировалась в диванчик, позволяя хозяину удобно откинуться на мягкую спинку. - Воистину, разговор с настоящим другом - лучше любых лекарств! Только о каком конфликте ты говоришь? Я мог бы отказаться от вознесения и сам, а искал уединения для того, чтобы никто не помешал моей работе.

- Пфф! - Локи фыркнул, забавно мотнув головой. - Во фрёснир ты тоже залез сам без всякой помощи со стороны?! Да-да, сочиняй дальше!

- Как ты говоришь с Учителем, мелочь!!

- О, извините, уважаемый! Матушка Ома и дурак Орлин тоже сменили Высокое Синее Небо на суровые радости Тверди исключительно по собственному желанию, да? Они, конечно, пытались запудрить мне мозги, но благодаря вашим урокам, Учитель... кстати, вы же обещали мне исполнить одно желание? Научите делать такие безделушки, а?

- Нет-нет! - одними глазами улыбнулся Морос. - Технологию их изготовления я с удовольствием подарю тебе просто так - скажем, в знак нашей долгой дружбы. Желание по-прежнему за тобой!

- Хм, спасибо. Не думал уже, что когда-нибудь скажу эти слова древнему! - Локи запнулся, но Морос легко догадался, с какого момента его сородичи перестали пользоваться доверием оталийца. - Если ты помнишь, я присутствовал при твоём вознесении... Кстати, раз уж у нас столь откровенный разговор, скажи, ты ничего не хочешь объяснить... настоящему другу?

- Древние бывают разными, Локи, - с едва заметным упрёком ответил Морос, - как и друзья. Ты же не хочешь, чтобы я судил о тебе по тем консулам Высшего Совета Оталы, что обрекли тебя на изгнание, и всё же торопишься судить всех альтерай за действия Остальных?

Локи только сейчас обратил внимание на слово 'Остальные', которое уже мелькало в беседе. Какой смысл вкладывает в него Учитель? Он явно не имеет в виду всех, кроме самого себя, и использует слово 'Остальные' как название какой-то группы, партии. Удивительно, и почему это он, умный и хитрый Локи, всегда считал древних не просто расой, а сплочённым единством?! Ну-ка, ну-ка...

- Ты никогда не рассказывал об Остальных, Учитель.

Морос пожал плечами и виновато улыбнулся.

Не получилось - и ладно. И так очевидно, что никакого единомыслия и согласия среди вознёсшихся нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на медальон, который Морос повесил себе на шею, ага!

- Всё-таки, - оталиец доверительно коснулся руки старца, - что же с тобой случилось?

- Повзрослел, наверное. - Локи удивлённо распахнул глаза. - Понимаю, подобное заявление из уст существа, возраст которого десятки миллионов лет, звучит странно, да. Долгая жизнь, мой друг, не обязательно взросление. По-настоящему я повзрослел, когда вознёсся, хм. Присмотрелся к новой жизни и решил, что среди этих... Остальных мне не место. Вроде бы и гладко, и тепло - а на самом деле гадко и противно. Мне хватило пары тысячелетий, чтобы убедиться в этом. А затем... скажу так, я вернулся в изначальный облик.


3


- Тебя изгнали, - Локи кивнул больше в подтверждение своих мыслей, а не в ответ Моросу. - Ты тоже изгнанник, хе-хе. И чем же ты занимался с момента возвращения до того, как оказался во фрёснире?

- Старался жить, друг Локи, постигая существ, которых мы когда-то создали.

- Ты о ком? - нет, Локи догадывался, что асы - и оталийцы, происшедшие от них - искусственные существа, но получить прямое подтверждение от одного из творцов...

- О гоаулдах, об асах, о людях... обо всех разумных галактики и её спутников, которые вы, оталийцы, называете Сферой Мидхейма. Все вы - наши создания.

- О как! И каковы успехи на ниве постижения?

- Помаленьку, друг Локи. Жизнь и разум - явления неоднозначные, их быстро не изучишь, особенно когда Остальные - Морос многозначительно постучал по своему медальону, - мешают.

Локи промолчал. Действительно, не спорить же по столь пустячному поводу с добрым другом. Воскрес старик - слава Высокому Синему Небу! Он - единственный из древних, с которым было жаль расставаться. Мешают ему некие Остальные - вознёсшиеся, как понял Локи - так чем может здесь помочь бедный оталиец старому Учителю, который побывал на Высоком Небе и вернулся?

Вознёсся - вернулся... кто знает, может для древних это обычный ритуал, ага! Чуть-чуть волшебный, изрядно любопытный, весьма занимательный! Для младших рас, да-да. А вот его последствия... возможно, из-за этих. превращений старичок слегка... хм, "того"? Сбрендил "поехал крышей", сошёл с ума? С высоты прожитых тридцати тысячелетий Локи мог уверенно утверждать, что долгожителю трудно сохранить рассудок. А Морос Ин прожил миллионы лет! Это и представить-то невозможно!!

Внезапно Локи стало очень жалко этого одинокого мудрого древнего, и он, поддавшись внезапному порыву, подошёл и по-дружески обнял одряхлевшего учителя, изо всех сил желая прогнать гнетущее его одиночество.

Морос изумлённо прервал своё очередное откровение. Ничего, Сорм с ними, с тайнами Вселенной. Главное - знать, что у тебя есть настоящий друг. Ничего, что он старый, слабый, больной и немного сумасшедший. Зато здесь, зато живой! А остальное...

Морос осторожно отстранился и как-то иначе взглянул на маленького оталийца. В глазах древнего стояли слёзы. Ну да, они же все - телепаты!

- Ох! - Морос схватился за голову, вызвав приступ беспокойства у Локи. - Я понял, наконец!

- Неужели, - ухмыльнулся маленький пройдоха, - великий Морос внезапно постиг секреты жизни и разума?

- Что? Ха-ха-ха! Нет, дружок, - Морос нарочито сурово покачал перед ним пальцем, - я понял, чего хочешь ты, то твоё невысказанное сокровенное желание, которое ты хотел бы исполнить!

Локи равнодушно пожал плечами. Желание? Ему уже всё равно. Прошлого не вернуть, оталийцы вымирают.

- Насчёт прошлого ты прав, Локи. А вот насчёт вымирания... есть у меня одна идея! Оталиец поднял взгляд и недоумённо распахнул глаза, увидев широкую улыбку друга и Учителя. Идея?

- Почему бы нам не "смошенничать", а? Ты же профессионал в этом деле, не так ли? Предлагаю аферу!

- Смошенничать? - в глазах оталийца зажёгся огонёк любопытства. - Афера? Всегда за! Излагай свой план!

- Он прост. Оталийцы вымирают, поскольку с каждым следующим переселением всё больше деградируют их клоны. Но отчего бы не переместить оталийца в тело разумного существа другой расы?

- Не выйдет! - разочарованно махнул рукой Локи. - Достаточно развиты только ноксы, но, скажу тебе по секрету, что-то в их телах блокирует процесс переселения сознания оталийца. Эксперименты проводили ваниры, пока Высший Совет Асгарда не запретил их. Но отрицательный результат они получили до того, как консулы вынудили ваниров свернуть все исследования в Мидхейме и покинуть Айдахейм. Все прочие расы примитивнее ноксов, знаешь ли.

- Так я же и не говорил о том, чтобы просто перенести сознание оталийца в тело другого существа. Почему бы не изготовить специальное вместилище, а?

- Не понимаю тебя, друг Морос. - Локи виновато опустил взгляд. Неужели Учитель всё-таки сошёл с ума?!

- Послушай, мой маленький друг, - древний неожиданно сильно схватил Локи за плечи и чуть-чуть встряхнул, - я миллионы лет руководил работами по созданию разумных рас. Я участвовал в создании всех и знаю, о чём говорю. Новое вместилище для переселения сознания оталийцев ты спроектируешь сам. Я лишь помогу тебе, передам всё оборудование и научу им пользоваться.

- Сам? Как я смогу?!

- На самом деле, всё очень просто. Оталийцы не догадались, поскольку никогда не создавали химер. А мы...

- Химер? Ты о чём, друг Морос?

- Строго говоря, вы все, кроме людей - химеры, созданные моими сородичами в определённых целях, и потому ваш ресурс развития ограничен. Что у асов, которых сменили вы, оталийцы, что у ноксов. Люди же развились естественным эволюционным путём - правда, управляемым и подгоняемым. Они - единственная раса, обладающая безграничным ресурсом развития, поскольку их мы создавали по своему образу и подобию.

Локи оцепенел. Только люди, значит. Их-то никто всерьёз и не воспринимал!

- А как же оаннесы, сиракины?..

- Пфф! Ошибки природы, друг Локи!

- Гоаулды?

- О! Их создал величайший специалист по химерам, Валос. Гоаулды задуманы как симбионты для людских рас. Они позволяют расширять возможности разума и повышать способности к аналитическому мышлению. Вместо взрослых особей надо использовать личинок на стадии прим-та. И, конечно, пользователь должен иметь развитое самосознание, чтобы получить контроль над симбионтом.

- Значит, всё-таки люди!

- Любые особи не подойдут. Только те, у которых есть в предках древние. Это было задумано нами как возможность возрождения собственной расы. Но почему бы и тебе не воспользоваться данной технологией, мой друг?